К месту аварии подошел эсминец "Стойкий". Капитан Вавакин передал семафором на эсминец просьбу снять людей с борта лодки, так как опасался взрыва. Получив семафор, эсминец вместо того, чтобы подойти и начать спасать людей, наоборот, отошел на 25 кабельтовых и продолжил переписку семафором.
Через некоторое время на горизонте появились силуэты базового тральщика и подводной лодки 613-го проекта — они тоже спешили на помощь.
Тем временем на "малютке" пропало аварийное освещение, и она полностью обесточилась. В 18:44 подводная лодка М-256 с большим дифферентом на корму в течение 10-15 секунд погрузилась на грунт – на глубину 62 метра.
Команда М-256 погибла почти полностью
Находившиеся в ограждении рубки моряки, успевшие всплыть на поверхность, оказались в штормовом холодном море. Отравленные газами и замерзшие на ветру в ожидании спасения, долго продержаться они не могли.
С кораблей летели спасательные круги, плотики, но все это подхватывалось штормовыми волнами и уносилось в море. Бездействовал лишь эскадренный миноносец "Стойкий" со своими катерами и шлюпками, которые он так и не спустил на воду для спасения людей.
Страшной была смерть пятерых моряков носовой швартовой команды. Они не успели отвязаться от леерного ограждения и вместе с лодкой ушли на дно. Из 42 членов экипажа удалось спасти семерых подводников.
Подготовка подъема подлодки М-256
Подъем М-256 осуществляло спасательное судно "Коммуна" — катамаран постройки 1915 года, поднявший к тому времени не одну подлодку. Уже через несколько дней после гибели М-256 "Коммуна" прибыла на место, и на ней началась подготовка к подъему затонувшей субмарины.
В начале октября было принято решение о начале судоподъемных работ. Начались водолазные спуски. Когда водолазы опустились на лодку, то увидели раскачивающиеся на леерном ограждении тела подводников швартовой команды, о чем немедленно доложили наверх. Сверху последовало распоряжение обрезать концы, на которых висели погибшие подводники. Сейчас, мол, не до этого – мертвые никуда не денутся, поднимут потом. Но потом никого уже не нашли…
Как поднимали подлодку М-256
Подъем осуществлялся в несколько этапов. На первом этапе над местом гибели подлодки встала "Коммуна". Были опущены гини и закреплены на корпусе М-256. Лодку осторожно приподняли со дна, и так, в подвешенном состоянии, с помощью "Коммуны" доставили на базу в Таллин. В таком положении ее продержали 30 суток. Эта пауза была вызвана опасностью взрыва кислородной цистерны. По расчетам Кассациера, за это время кислород из цистерны должен был стравиться в воду.
По истечении этого срока "Коммуна" с подвешенной на гинях субмариной встала у Северного мола. Водолазы завели два "полотенца" под корпус М-256. Следующим этапом был подъем лодки на поверхность, который продолжался несколько дней.
После откачки воды из отсеков началось их вскрытие. Спецкоманда спустилась в боевую рубку, освободила нижний рубочный люк от застрявшего там тела подводника и зафиксировала люк в открытом положении. Начался поиск и вынос из отсеков останков погибших моряков. Их перенесли на стоявший рядом эсминец, после чего он с приспущенным флагом ушел в Кронштадт.
Выводы правительственной комиссии
Государственная комиссия по расследованию катастрофы на М-256, председателем которой был генерал армии А. И. Антонов, отметила две ошибки в действиях командования корабля.
Во-первых, решение командира БЧ-5 Юрия Иванова о разгерметизации кормовых отсеков и сообщении их — через шестой отсек — с забортным пространством.
Во-вторых, командиром дивизиона не было принято решение дрейфовать подводную лодку на береговую отмель.
Комиссия отметила также пассивность прибывших к месту спасения кораблей – они опасались взрыва и не подходили близко. Помощь подводной лодке они фактически не оказали, личный состав с нее не сняли.
Причину возникновения пожара установить так и не удалось. Сошлись на версии, что все произошло из-за неисправности электрооборудования. Не отвергала комиссия и версии, что пожар возник из-за изменения состава газовой среды при работе дизеля по замкнутому циклу. Никаких оргвыводов сделано не было.
Имена погибших членов экипажа М-256
- Алексеев Владимир Савельевич — старшина 2-й ст.
- Андреев Валентин Сергеевич — матрос
- Арнаутов Виктор Васильевич — старшина 2-й ст.
- Белоглазов Александр Сергеевич — матрос
- Бриллиантов Олег Владимирович — старший лейтенант
- Вавакин Юрий Степанович — капитан 3-го ранга
- Виклов Петр Семенович — матрос
- Геращенко Николай Степанович — матрос
- Гирич Станислав Васильевич — матрос
- Головенкин Альберт Максимович — старшина 2-й ст.
- Дибривный Владимир Петрович — старшина 2-й ст.
- Жаналин Ермухаммед — старший матрос
- Зайцев Борис Григорьевич — матрос
- Иванов Михаил Васильевич — старшина 2-й ст.
- Иванов Николай Иванович — старшина 2-й ст.
- Иванов Юрий Георгиевич — старший лейтенант
- Ивонинский Петр Алексеевич — матрос
- Измайлов Рауф Измайлович — матрос
- Кривошлык Леонид Алексеевич — старшина 2-й ст.
- Корзиков Олег Павлович — старшина 2-й ст.
- Крахмальный Николай Трофимович — матрос
- Князев Александр Кириллович — матрос
- Корсаков Евгений Федорович — матрос
- Малый Василий Акимович — старшина 2-й ст.
- Мингулин Юрий Степанович — капитан 3-го ранга
- Мовчан Григорий Николаевич — ст. матрос
- Наместников Валерий Николаевич — матрос
- Нестеров Василий Иванович — гл. старшина
- Никишин Алексей Семенович — матрос
- Поздняков Виталий Ефимович — старшина 2-й ст.
- Розанов Вячеслав Иванович — лейтенант
- Сергиенко Василий Алексеевич — матрос
- Сидоренко Иван Сергеевич — старший лейтенант
- Федотов Евгений Георгиевич — капитан 1-го ранга
- Фишер Владимир Семенович — старшина 2-й ст.
Свежие комментарии