Зеленый курс стал не только инструментом политики протекционизма в ЕС, но и инструментом его внешней политики, особенно в отношении к Арктике.
На последнем термине остановимся подробнее.
«Голубая экономика: 10 лет, 100 инноваций, 100 миллионов рабочих мест» — название доклада Римскому клубу, подготовленного в 2009 году его членом, бельгийским предпринимателем, экономистом и писателем Гюнтером Паули. В докладе показаны «инновационные» способы управления и использования доступных ресурсов и способы борьбы с проблемами экологии и изменения климата.
Вот и в «голубой экономике» в очередной раз система полного промышленного цикла подменяется «простыми и экологичными технологиями», которые отличаются высокой рентабельностью, низкой углеродоёмкостью и своей простотой и прибыльностью привлекают инвесторов и предпринимателей. К чему такой подход приводит, детально проанализировано в цикле статей Вячеслава Лебедева «100% рециклинг, или Безотходная Россия». Предложения новосибирских химиков по созданию в России всего за несколько лет полноценной отрасли 100%-ного рециклинга промышленных и коммунальных отходов на основе существующих на рынке надежно отработанных технологий с полной ликвидацией всех легальных и нелегальных свалок не вызвали любопытства ни у одного руководителя, отвечающего за мусорную реформу в стране на федеральном или региональном уровне. Суть решения новосибирцев состоит в том, чтобы в рамках единого государственного регионального или федерального оператора по переработке отходов в общую цепочку добавленной стоимости объединить как рентабельные, так и нерентабельные, но, главное, чистые, безэмиссонные технологии и процессы переработки. Итоговая рентабельность обеспечивается на уровне оператора в целом и, как показывают расчеты, без повышения дореформенных тарифов по переработке отходов. Сегодня же отрасль переработки растащена на частные кормушки, которые относятся к трем категориям: в первую входят предприятия, перерабатывающие то, что приносит прибыль, во вторую, то, что приносит прибыль при использовании дешевых и грязных технологий, остальное не перерабатывается. Следствием такой ситуации является постоянное увеличение количества легальных и нелегальных свалок как в России, так и в мире, включая таких монстров, как крупнейшая в мире радиотехническая свалка Агбогблоши в Гане или мусорные острова в Тихом, Антлантическом и Индийском океанах.
Поэтому простые и рентабельные «голубые» технологии не в состоянии решить проблемы загрязнения окружающей среды. Основная задача голубой экономки по Паули — получать выгоду и развивать промышленность, насколько это возможно, с помощью безвредных для природы технологий, тех, которые называются наилучшими доступными технологиями. К секторам «голубой экономики», как правило, относят отрасли, связанные с океанами, морями и побережьями, независимо от того, базируются они непосредственно в морской среде (судоходство, аквакультура, производство энергии) или на суше (порты, верфи, производство водорослей). К базовым отраслям «голубой экономики» принадлежат такие традиционные сферы, как рыболовство, судоходство и туризм, к инновационным — аквакультура, глубоководная добыча, биотехнологии и возобновляемая энергетика, получение продуктов питания из морских водорослей.
Международной инициативой в сфере «синей экономики» признан Арктический совет. Одним из направлений деятельности Арктического совета является мониторинг и изучение трендов морских перевозок в Арктике, а главным трендом объявлено использование водорода и аммиака на морском транспорте. На эти усилия направлены норвежский проект PAME, европейская рамочная программа MARANDA, деятельность Международной морской организации по усилению доли водорода в топливе для морских судов. С помощью этой инициативы ЕС пытается оказать влияние на Арктику и играть главную роль в экономическом регулировании региона.
Какова же связь деятельности Арктического совета и Европейского зеленого курса?
В мае 2021 года Еврокомиссия выпустила Коммюнике под названием «Европейская зеленая сделка: развитие устойчивой голубой экономики в Европейском союзе». В сообщении о намерениях Еврокомиссии в отношении морей и океанов говорится о том, что устойчивая «голубая экономика» имеет важное значение для достижения целей Европейского зеленого курса и обеспечения зеленого и инклюзивного восстановления после пандемии. Это означает, что все секторы «голубой экономики», включая рыболовство, аквакультуру, прибрежный туризм, морской транспорт, портовую деятельность и судостроение, должны будут уменьшить свое воздействие на окружающую среду и климат.
Именно страх военной безопасности гонит ЕС использовать свой Зеленый курс для усиления влияния на регион. Поэтому в новой стратегии акцент был сделан на безопасности на море — меры, закрепленные в Стратегии обеспечения безопасности на море (EUMSS), служат для усиления позиций ЕС в судоходстве и авиации, а также космических возможностей в Арктике.
Разработка четкой политики ЕС в отношении Арктики имеет теперь второстепенное значение по сравнению с созданием нормативно-правовой базы: схемы выбросов парниковых газов, рыночные механизмы, внутренние законодательные изменения Евросоюза — вот что имеет решающее значение.
ЕС уже предпринимал шаги по регулированию рыболовства и добычи нефти и газа в Арктике. Теперь с помощью Европейского зеленого курса и связанного с ним соглашения под названием Fit55 ЕС собирается действовать в качестве регулирующей силы и влиять на другие страны Арктики, включая Россию, у которой иные планы в регионе, нацеленные на экономический рост и обеспечение национальной безопасности.
В нашей стране действует Арктическая политика России, основными целями которой являются: использование природных ресурсов Арктики, защита её экосистем, использование морей как транспортной системы в интересах России и обеспечение её сохранения в зоне мира и сотрудничества. Для реализации этих целей Россия поддерживает военное присутствие в Арктике и планирует его усилить наряду с усилением пограничной и береговой охраны. Северный морской путь имеет для нашего государства особое значение, поэтому проектами его развития занимается Совет безопасности РФ.
Как арктический сосед сильная Россия очень неудобна ЕС и США, тем более с учетом того, что правовой статус арктических территорий не имеет ясного определения в международном праве. Территории и ресурсная база России — наиболее масштабные в Арктике, наш ледокольный флот намного мощнее флота других арктических стран, увеличивается количество и интенсивность использования транспортных магистралей и грузоперевозок по Северному морскому пути, на территории российской Арктики проживает наибольшее количество коренных малочисленных народов севера.
Задушить российскую Арктику, объявив нашу страну одним из главных загрязнителей планеты, а её политику в регионе — нарушающей стандарты нормы противодействия глобальному потеплению, — вот откровенный план ЕС. И, безусловно, он сработает, если Россия не займется наконец собственной экологической политикой в противовес голубым и зеленым курсам вместо капитулянтской подготовки к введению Евросоюзом в 2026 году трансграничного углеродного регулирования.
Свежие комментарии